Автомобильные (колесные) диски можно разделить на две основных группы:
- стальные (штампованные);
- легкосплавные.
Они отличаются по типу производства, а также имеют свои плюсы и минусы.
Стальные диски
В процессе производства части стальных дисков вначале штампуют из листовой стали. Затем их соединяют между собой сваркой. Таким способом можно быстро получить большое количество дисков, при этом, из-за простоты технологического процесса, они будут сравнительно дешевы в производстве.
В данном случае дешево не значит некачественно, и большое количество автомобилей малого и среднего классов на заводском конвейере оснащаются именно стальными дисками.
Достоинства стальных дисков:
- невысокая цена (относительно легкосплавных);
- высокая прочность;
- возможность выправить диск в случае его деформации (например, при смятии закраины в результате попадания в яму).
Недостатки стальных дисков:
- небольшое размерное покрытие (в основном, размерный ряд ограничивается 16-м посадочным диаметром);
- большая масса;
- однотипный дизайн;
- возможные проблемы с балансировкой (из-за простоты производства страдает точность);
- низкая стойкость к коррозии (ржавый диск может повредить шину).
Диски из легких сплавов
Данный вид можно разделить на несколько типов (по технологии производства):
- литые;
- кованые;
- комбинированные диски (совмещают свойства двух первых типов).
Все эти легкосплавные диски имеют ряд преимуществ перед стальными:
- огромный выбор посадочных диаметров и размеров;
- геометрическая точность диска и однородность его материалов, а значит, их проще отбалансировать;
- меньший вес (в большинстве случаев), что позволяет снизить инерционные силы, идущие от подвески, что обеспечивает более комфортное вождение;
- улучшенное теплоотведение, что улучшает работу тормозных системы автомобиля.
Литые диски
Изготавливаются методом отливки диска в специальную форму. Для производства в основном используются алюминиевые сплавы. Некоторые производители после отливки проводят термообработку полученных отливок, что улучшает механические свойства диска. После этого следует механическая обработка и покраска.
В дополнение к сильным сторонам (указанным ваше для всех легкосплавных дисков) стоит добавить огромное разнообразие дизайнов.
К слабым сторонам литых дисков можно отнести то, что при сильном ударе они разрушаются и не подлежат восстановлению. Кроме этого, литые диски дороже стальных.
Кованые диски
Диски данного типа являются также продуктом штампования, однако, уже горячего. Так же, как и для литых, при производстве кованых дисков используются, как правило, алюминиевые сплавы. После штамповки диски проходят обязательную термообработку, в процессе которой происходит закалка изделия, а затем – традиционную механическую обработку и покраску.
К сильным сторонам кованых дисков, кроме вышеуказанных, следует отнести высокие показатели прочности и возможность восстановления после повреждения. А к минусам – ограниченные возможности по дизайну, а также высокую цену.
Комбинированные диски
Этот вид отличается тем, что разные его части производятся по разным технологиям. Например, центральная честь диска отливается, а обод производится методом проката. Этот сложный промышленный подход позволяет совмещать в себе характеристики литых и кованых дисков.
Комбинированные диски такие же прочные, как и кованые. Так же, как и литые, они имеют огромное дизайнерское разнообразие. Однако, среди всех выше представленных дисков, они самые дорогие.
Как выбрать автомобильные диски
Так же, как и при выборе шин, нужно точно знать, какой размер диска предусмотрен производителем автомобиля.
Автомобильные инженеры уделяют огромное внимание комплексу «диск-колесо», для него рассчитывается большое количество параметров. Поэтому считать диски автомобиля лишь элементом, дополняющим общий образ автомобиля, – большая ошибка.
Чтобы правильно выбрать диски для автомобиля, нужно использовать размеры, разрешенные для эксплуатации автопроизводителем. Это может улучшить плавность хода автомобиля, а также его управляемость и динамику.