Проверять давление воздуха в шинах автомобиля рекомендуется постоянно. Но мало кто из водителей уделяет этому должное внимание, и совершенно напрасно. Так как именно воздух в шине под оптимальным давлением позволяет машине ехать, управляться, тормозить, нести нагрузку, при этом сохраняя высокий уровень комфорта.

Отклонение от нормы давления в шине приводит к негативным последствиям, а значительное отклонение – к снижению безопасности. 

Давление ниже рекомендованного на 0,5 бара (при норме, к примеру, 2,0 бара).

Если эксплуатировать шины на таком давлении, то шины могут потерять до 20% своего ресурса. Так как нехватка давления деформирует пятно контакта, прогибая центральную часть и снижая нагрузку на неё, что приводит к более быстрому износу плечевых частей шины. Кроме этого, из-за меньшего давления снижается способность шины противостоять аквапланированию во время дождя, в результате чего можно утратить контроль над автомобилем. Также начинает снижаться управляемость на асфальтовых дорогах.

Давление ниже рекомендованного на 1,0 бар (норма - 2,0 бара).

При еще меньшем давлении у шины снижаются тормозные характеристики. Так, например, существенно увеличивается тормозной путь на мокром покрытии. Подобные полупустые шины имеют меньший ресурс по пробегу и малоэффективны на обводненной дороге. Управляемость автомобиля очень слабая – могут возникнуть частые заносы или сносы оси автомобиля.

Давление ниже рекомендованного на 1,5 бар и ниже (норма - 2,0 бара).

Такое низкое давление в шине может привести к чрезмерному перегреву шины и ее последующему разрушению.

Внимание! Давление в шине, сниженное до 50% относительно нормы, порой сложно увидеть, особенно на низкопрофильных шинах. Если же визуально заметно, что шина спущена, то это уже очень низкое давление. Эксплуатировать такие шины нельзя – есть вероятность разрушения шины во время движения. Исключение составляют самонесущие шины (например, шины с технолонией Zero Pressure), которые устроены таким образом, что в случае сильного снижения давления могут продолжать движение на определенное количество километров с определенной скоростью, что позволит без проблем доехать до профессионального шинного центра и нормализвать давление.

Для контроля давления в шинах необходимо использовать специальный измерительный инструмент – манометр.

Рекомендации по контролю давления в шинах автомобиля

Для снижения вероятности повреждения шины по причине неправильного давления необходимо:

  • замерять давление в шинах раз в месяц (а еще лучше – раз в две недели), обязательно делать это внепланово перед дальней поездкой

  • замерять давление только на холодных шинах (т.е. после длительной стоянки)

  • при каждой сезонной смене шин менять вентиль

  • пользоваться услугами профессиональных шинных центров, так как из-за сложности монтажа некоторых шин (например, низкопрофильных) возможна неполная посадка шины на диск с последующим снижением давления в процессе езды

  • при наступлении зимы (морозов) необходимо увеличить давление в шинах на 0,3 бара для компенсации сжатия воздуха из-за холода.


Системы контроля давления в шинах

TPMS (от английского Tire Pressure Monitoring System) - система контроля, предназначенная для контроля давления и температуры внутри колеса во время движения. В настоящий момент встроенные датчики для контроля давления – это опция для определенных, более дорогих комплектаций, а также функция, свойственная премиальным автомобилям, но можно ожидать, что в ближайшее время большинство автомобилей будут оснащаться такими системами непосредственно на конвейере. А в настоящий момент каждый водитель, не имеющий на своем автомобиле датчиков давления, может самостоятельно приобрести их и установить на свой автомобиль.


Существуют несколько видов систем по контролю давления:

Колпачки-индикаторы

Это своего рода механические манометры для каждого колеса. При покупке колпачков-индикаторов необходимо подобрать их в соответствии с рекомендованным давлением. Соответствующая информация будет размещена на упаковке с колпачками, а рекомендованное давление для автомобиля – в технической информации к транспортному средству, либо на нем самом. Для эксплуатации нужно выставить необходимое давление в шинах, а затем установить колпачки-индикаторы вместо стандартных. Внутри колпачка, под пластиковой крышкой, находится специальное устройство, напоминающее телескопическую трубку, состоящую из трех (или двух, в зависимости от производителя) цветных сегментов разного диаметра, вставленных один в другой. Пока давление в шинах нормальное водитель видит зеленый сегмент. А если давление снижается, то зеленый сегмент частично уходит внутрь колпачка, обнажая предупреждающий желтый или тревожный красный, в зависимости от предела, до которого опустилось давление.  

Плюсы устройства:

- простота использования и наглядность состояния давления

- невысокая стоимость

- необычный внешний вид

Минусы:

- относительная точность, особенно для дешевых версий

- не показывает избыточное давление

- внешний вид притягивает внимание злоумышленников

- невозможность диагностики медленной потери давления

Система контроля давления с внешними датчиками

Этот вид представляет собой головное электронное устройство, которое получает информацию о давлении с датчиков, установленных на колесе. Оно позволяет следить не только за уровнем давления в шинах, но и за температурой. Датчики устанавливаются вместо колпачков на вентилях, они считывают необходимую информацию и постоянно передают ее на центральное устройство, которое может быть выполнено в виде брелока, экрана или специального устройства с цветовой индикацией.

Плюсы устройства:

- единовременный контроль за всеми четырьмя колёсами

- мониторинг состояния в режиме реального времени с постоянной передачей информации

- высокая точность измерения

- звуковой сигнал оповещения о падении давления в шине

- простота перестановки внешних датчиков с одного комплекта шин на другой

Минусы:

- высокая цена

- абсолютная незащищенность против кражи и вандализма

- низкая стойкость к химическим (противоледные реагенты) и физическим (удары камешками) воздействиям

- некоторые головные устройства подключаются к разъему прикуривателя на постоянной основе, что делает невозможным использование его другими устройствами

- зависимость внешних датчиков от батареек

Система контроля давления с внутренними датчиками

В отличие от системы с внешними датчиками, датчики данной схемы расположены внутри обода диска, а сам датчик имеет встроенный вентиль с обычным колпачком. Датчики устанавливаются на диск, после этого устанавливается шина.

Плюсы устройства:

- в основном те же, что и у системы с внешними датчиками

- высокая защита от кражи

- защищенность от любых негативных воздействий среды

- большая мощность батареек

Минусы:

- высокая цена

- необходимо покупать два полных комплекта на зимние и летние шины

- некоторые виды устройства постоянно используют прикуриватель

- сложность монтажа: при использовании внутренних датчиков нелишним будет напомнить специалисту шинного центра об осторожности при демонтаже и монтаже шин, чтобы не повредить датчик