Требования к моторным маслам в современном автомобиле

Очевидная и главная задача моторного масла — обеспечивать смазку деталей двигателя, подверженных трению. Это, однако, не единственная его цель. Помимо этого, у масла есть еще целый ряд задач. В зависимости от конкретного двигателя, это может быть, например:

  • обеспечение работы гидрокомпенсаторов зазоров клапанов;

  • обеспечение работы фазорегуляторов (как правило, это муфта на распредвале, управляемая давлением масла);

  • для турбированных моторов — не только смазка, но и охлаждение турбины.

Это не весь перечень задач, а лишь примеры, однако даже такой скромный набор подводит нас к тому, что для полноценной работы двигателя моторное масло должно удовлетворять огромному набору требований. Если еще десять лет назад подавляющее большинство автовладельцев довольствовалось двумя параметрами масла — технологией производства («синтетика», или «полусинтетика», или «минералка») и вязкостью (5W30, например), то по состоянию на сегодняшний день все больше автомобилистов привыкают оперировать термином «допуск».

Допуск моторного масла — это спецификация (как правило, от автопроизводителя), определяющая набор качеств масла, которым оно должно соответствовать. Производитель автомобиля определяет для каждого конкретного двигателя перечень требований к маслу, присваивает этому перечню обозначение, и все это в итоге называется «допуском». Если производитель хочет, чтобы его масло было официально разрешено применять в этих двигателях, он должен получить от производителя автомобиля сертификат на соответствие данному допуску. После этого в спецификации (и на упаковке) на конкретное масло появляется указание допуска, и моторное масло будет считаться официально одобренным для применения в данных двигателях.

С точки зрения автовладельца процедура выбора масла, соответственно, должна выглядеть так:

  • узнать, каким допуском должно обладать масло для двигателя его автомобиля;

  • выбрать масло, обладающее этим допуском.

На самом деле, допуски для более «продвинутых» моторов зачастую перекрывают допуски для двигателей попроще, а, скажем, допуски производителя Mercedes-Benz зачастую перекрывают по большинству параметров допуски от других производителей автомобилей. Однако, чтобы достоверно определить применимость масла, не обладающего допуском конкретной марки автомобилей, необходимо изучать все параметры, регламентируемые этими допусками, что довольно сложно и трудоемко. Так что в большинстве случаев проще ориентироваться на допуск производителя. А в современных реалиях — и вовсе положиться на сотрудников магазина, занимающихся подбором масла. Разве что явно спросить, соответствует ли подобранное ими масло допускам производителя для данной модели двигателя.

Интервалы проверки и расход моторного масла

В идеально работающем двигателе от замены до замены масло никуда не уходит, и сливается его столько же, сколько было залито при обслуживании. Поскольку, однако, идеально работающие двигатели встречаются довольно редко, чаще всего масло в процессе эксплуатации уходит: где-то просто подтекает через изношенные уплотнения, а где-то и попадает в цилиндры, сгорая при работе двигателя. Интересный факт состоит в том, что, как правило, утечка через изношенное уплотнение (подтеки масла на клапанной крышке, или на поддоне картера, или на других наружных поверхностях двигателя) выглядит достаточно «страшно», вызывая впечатление большого расхода. Однако чаще всего масла через такие неплотности уходит мало, просто оно очень эффектно разливается по большой площади очень тонкой пленкой.

Куда более «страшным» по факту оказывается расход масла, попадающего в камеру сгорания — будь то из-за неисправной системы вентиляции картера, изношенных маслосъемных колец на поршнях или изношенных маслосъемных колпачков на стержнях клапанов. Из-за таких проблем масло может расходоваться довольно быстро. Когда двигатель из-за недостатка масла не сможет создать достаточного давления для полноценной работы, на приборной панели загорится индикатор (как правило, он красного цвета и изображает масленку). Но чаще всего в этих случаях мотор уже поработал в условиях «масляного голодания» и получил повреждения.

Поэтому во избежание проблем рекомендуется проверять уровень масла хотя бы раз в месяц, а лучше — и раз в неделю. Напомним вкратце процедуру:

1. Автомобиль должен стоять на ровной поверхности (иначе масло уйдет в один из углов поддона картера и замер будет некорректным).

2. Автомобиль к моменту замера уровня масла должен простоять заглушенным не менее 10 минут (в процессе работы двигателя масло циркулирует, а в поддоне уровень значительно снижен).

3. После того как масляный щуп вынут, рекомендуется протереть его, после чего вставить и снова вынуть: тогда на нем точно будет указан реальный уровень.

4. Масляный щуп имеет две отметки — минимум и максимум. Все, что в пределах между ними, является допустимым. Разница между минимум и максимумом составляет, как правило, 1 литр. Зная это и проводя регулярную проверку уровня масла, можно примерно определить расход масла (если он, конечно, есть).

Важно понимать, что даже при уровне масла ниже метки «минимум» двигатель не получает фатальных повреждений, хотя и работает не в самых лучших условиях.

Многие автопроизводители регламентируют расход моторного масла при работе двигателя, и чаще всего допустимое значение указано в диапазоне от 0.5 до 2 л на 1000 км пробега. На практике, конечно, если уходит даже 0.5 л масла на 1000 км пробега, двигатель уже требует пристального внимания и, скорее всего, ремонта, а нормальным расходом можно считать 1 л от замены масла до замены. Иными словами, если при замене залить масло до максимума, а перед следующей заменой оно будет на отметке «минимум» — это все можно еще считать штатным и допустимым расходом масла. А вот если в промежутке между заменами требуется доливка — это уже можно считать повышенным расходом.

Интервалы замены моторного масла

Для полноценной работы двигателя (если говорить только о смазке трущихся деталей) достаточно небольшого количества масла (условно говоря, 0.5 л). Однако, если бы в поддон заливались эти 0.5 л, они теряли бы свойства и требовали замены гораздо чаще, чем это происходит сейчас с объемом 4-5 л.

Как правило, для современных автомобилей регламент требует замены масла раз на 15000 км пробега или раз в 1 год (что случиться раньше). Некоторые автопроизводители пытаются увеличивать эти интервалы до 20000 км, а некоторые и до 30000 км, однако практика показывает, что чаще всего это не идет на пользу двигателю. Впрочем, если ориентироваться на срок эксплуатации автомобиля 3-5 лет и пробег не более 100000-200000 км, автомобиль, скорее всего, протянет и с такими сервисными интервалами. Расстроен будет лишь покупатель этого автомобиля на вторичном рынке.

Если же по каким-то причинам перед владельцем автомобиля стоит задача обеспечить максимально долгую жизнь двигателя, настоятельно рекомендуется уменьшить интервал замены масла до 10000 км, а то и до 8000 км, так как масло может достаточно быстро терять свои свойства и вторую половину пробега до замены работать несколько хуже. Еще более весомый аргумент есть для автомобилей, передвигающихся в больших городах: как правило, в пробках пробег маленький, зато время работы двигателя (моточасы) велико, поэтому за 8000 км пробега по Москве, например, масло может запросто выработать свой ресурс на все 15000 км.

В заключение же скажем, что встречаются нередко случаи, когда автовладельцы попросту не меняют масло в двигателе — и по несколько лет в том числе. Незавидна судьба таких моторов: масло в них густеет и превращается в субстанцию, похожую на гуталин. Ожидаемо теряются все его способности смазывать детали двигателя. Кроме того, в такой форме оно начинает попросту забивать каналы, предназначенные для подачи масла к тем или иным деталям.

Поэтому, даже если нет никакого желания переплачивать за замену масла чаще, чем рекомендует производитель, как минимум не стоит пренебрегать его заменой по регламенту: благо на современных машинах всегда есть функция напоминания о приближающемся сроке замены.