В статье рассматриваются цели и методики технического осмотра, перспективы изменения данной процедуры в 2017 году, а также требования к шинам и колесным дискам.

Обязательный технический осмотр автомобиля

Технический осмотр транспортных средств проводится для того, чтобы исключить или максимально снизить количество ДТП, вызванных неисправностями автомобилей (иными словами обеспечить безопасность дорожного движения). Процедура эта периодически немного корректируется, однако в целом остается неизменной. Самое существенное изменение в ней произошло в 2012 году.

До 2011 года каждому автовладельцу необходимо было иметь непросроченный талон технического осмотра на автомобиль. Саму процедуру техосмотра и оформление талонов производило Министерство внутренних дел РФ. Кодексом об административных правонарушениях тогда предусматривались штрафы водителю, управляющему автомобилем, без талона техосмотра.

В 2011 году был короткий переходной период, когда законодательно разрешалось не проходить техосмотр и не требовалось наличие действующего талона.

Тогда же был выпущен федеральный закон №170-ФЗ о техническом осмотре, вступивший в силу с 2012 года. Согласно этому закону, процедуру техосмотра и оформление диагностической карты (пришедшей на смену талону) производят уже частные организации, а не МВД. Кроме того, теперь водителю необязательно иметь диагностическую карту при себе: штраф за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр, остался только для водителей такси, автобусов или грузовиков, оборудованных под перевозку людей. Водитель за рулем частного легкового автомобиля без диагностической карты штрафа не получит. Но не получит он и полис ОСАГО, без которого, в свою очередь, движение по дорогам общего пользования запрещено. Таким образом, фактически прохождение техосмотра оставили обязательным.

Порядок проведения техосмотра

Если не ссылаться на нормативно-правовые акты, а перейти к сути, то главная задача при техосмотре — проверить исправность основных узлов и механизмов автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Это:

  • тормоза;

  • рулевое управление;

  • приборы наружного освещения (фары головного света, габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы, лампа заднего хода, противотуманные фары);

  • токсичность выхлопа;

  • состояние шин;

  • стеклоочистители и стеклоомыватели.

Данный перечень не является полным, диагностическая карта насчитывает более 60 пунктов, из которых более 40 применимы к легковым автомобилям. Однако это основные критерии, по которым оценивается возможность эксплуатации автомобиля.

Стоит заметить, что фактическая проверка на большинстве пунктов техосмотра на сегодняшний день существенно проще, чем описанная в диагностической карте. Так, например, на новых автомобилях крайне редко производят осмотр состояния тормозных трубок (пункт «Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением») или люфт рулевого управления (пункт «Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении»). Тем не менее основные функциональные характеристики чаще всего проверяются, например, исправность тормозной системы контролируется на специальном стенде, замеряющем эффективность замедления.

Изменения процедуры техосмотра в 2017 году

В 2016 году в Госдуму РФ был внесен законопроект №13843-7, предусматривающий следующие изменения с 1 января 2017 года:

  • ответственность водителей за управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр (не только пассажироперевозчиков, но и всех остальных);

  • запрет защитной пленки и других покрытий, не предусмотренных конструкцией, на фарах;

  • запрет изменений конструкции транспортного средства, не предусмотренных изначально (например, установка газобаллонного оборудования).

По информации с официального сайта Госдумы РФ, данный законопроект пока находится на рассмотрении, и на сегодняшний день сложно прогнозировать перспективы его принятия или отклонения.

Требования к колесам и шинам во время техосмотра

В составе диагностической карты содержится 6 пунктов, которым должны соответствовать колеса, установленные на автомобиле:

  • соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям;

  • отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации;

  • наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес;

  • отсутствие трещин на дисках и ободьях колес;

  • отсутствие видимых нарушений формы и размеров;

  • установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями.

Видно, что по существу к шинам предъявляется всего три требования: глубина протектора, целостность шины (отсутствие грыж, трещин, расслоений), соответствие типов и размеров шины допустимым.

С точки зрения высоты протектора требования формальны: достаточно, чтобы высота протектора для летнего периода эксплуатации не была ниже 1,6 мм, а для зимнего — ниже 4 мм. Фактически же на многих пунктах техосмотра контроль за состоянием покрышек сводится к записи в диагностическую карту фирмы-производителя установленной резины.

Между тем очевидно, что состояние покрышек — один из важнейших факторов, влияющих на безопасность движения. Согласно рекомендациям компании Мишлен, для обеспечения безопасности движения и долговечности шин необходимо регулярно осуществлять следующие процедуры:

  1. Проверка остаточной высоты протектора — основной фактор, от которого зависит сцепление с дорогой. Для проверки высоты протектора необязательно использовать измерительные приборы. В основании каналов протектора есть индикатор износа, и если поверхность протектора износилась вровень с индикаторами — дальнейшая эксплуатация шины запрещена.

  2. Проверка давления в шинах. Если шины недокачаны или перекачаны, качество сцепления с дорожным покрытием резко падает. Кроме того, шины с неправильным давлением изнашиваются неравномерно.

  3. Ротация шин. Перестановка шин на другие места (например, с левого переднего колеса на левое заднее) приводит к более равномерному износу и общему повышению срока службы комплекта резины.

  4. Регулировка углов установки колес («сход-развал»). Неправильные углы установки колес приводят не только к ускоренному износу покрышек, но также могут влиять на безопасность движения: например, автомобиль может уводить в сторону при прямолинейном движении.

  5. Балансировка колес. В случае, если колесо разбалансировано, при езде возникают биения, которые приводят к повышенному износу резины, а также к биению руля, что небезопасно при движении, а также ведет и к дополнительному износу подвески.

В интересах каждого автовладельца отслеживать состояние шин и автомобиля в целом самостоятельно, для своей же безопасности.